Лекцию читает Татьяна Сергеевна Балабан — искусствовед, магистр народной художественной культуры, научный сотрудник Челябинского государственного музея изобразительных искусств, автор научных публикаций по истории художественной культуры Южного Урала.
Каслинское литьё — настоящий бренд Южного Урала с мировым именем — в начале XX века было на пике своей популярности. Но всё изменила Первая мировая война — вместо скульптур заводу пришлось сосредоточиться на ручных гранатах. Возрождение искусства началось уже после прихода советской власти — в 1920-е реалистичное каслинское литьё отлично вписалось в план монументальной пропаганды. Тогда к сказочным сюжетам и анималистичным формам добавляются революционеры, физкультурники и портреты политических деятелей.
Советское время принесло Каслинскому заводу череду взлётов и падений, целую плеяду громких художественных имён, а также две новые волны популярности архитектурного литья, когда в каслинские произведения «одели» набережную Москвы-реки, столичный метрополитен и Челябинский театр драмы. А что же сейчас? Каким образом чугунное искусство пережило все трудности и прошло путь в 200 с лишним лет? Как всего одна сказка превратила его в народный промысел? Где сегодня используется знаменитое каслинское литье? Рассказывает искусствовед.