Лекцию читает Татьяна Сергеевна Балабан — искусствовед, магистр народной художественной культуры, научный сотрудник Челябинского государственного музея изобразительных искусств, автор научных публикаций по истории художественной культуры Южного Урала.
Знаменитая златоустовская гравюра знакома нам прежде всего по стальным пластинам с различными сюжетами, которые украшали почти каждый советский дом. Зачастую мы не задумываемся о ценности этих произведений. Но оказывается, в начале ХХ века Южный Урал чуть не потерял своё уникальное искусство! В 1909 году цех украшенного оружия на Златоустовском заводе закрылся, а спустя десятилетие оттуда вывезли почти всё оборудование, но главное — эталонные образцы изделий.
Возродилась гравюра уже в 1920-х благодаря Красной Армии. Украшенное оружие появилось у бойцов и их командиров: Ворошилова, Будённого и Тухачевского. А затем златоустовский промысел ждала своя уникальная история, проходящая сквозь советское и постсоветское время. Какие сюжеты были самыми популярными на различных изделиях? Почему открытие новых технологий отбросило гравюру назад, а изобретение метода копирования, наоборот, подтолкнуло вперёд? Как лидером среди изделий стал наградной топор? И главное — что происходит сейчас, когда производство стало частным? Разбираемся вместе с искусствоведом.